Яндекс.Метрика

Город Ветка

Наш путь лежит в заповедник народных традиций и старорусского искусства -городок Ветка.
Его основали в 80-х годах 17 в. русские староверы на землях "мозырского воеводы" Халецкого в пределах Речи Посполитой в 15 верстах от русской границы. Здесь осели не желавшие принимать новую обрядность выходцы из множества российских губерний. Ветка стала для старообрядцев новым духовным центром,своеобразной столицей.
В 17-18 веках вместе с прилегающими слободами, монастырями и скитами Ветка являлась центром религиозного раскола. Уже в 30-е годы 18 столетия здесь проживало около 40 тысяч человек. В 18 веке в Ветке сформировались местные особенности иконописи и оформления рукописной книги, сложилась самобытная школа резьбы по дереву с золочением, бисерного шитья. Царские карательные войска дважды (в 1735 г. и в 1764 г.) сжигали Ветку, большинство жителей было выселено в восточные губернии России. И до сего дня численность населения не восстановлена (сейчас в Ветке проживает менее 8 тыс. человек).
С 1772 года Ветка в составе Российской империи. В 1847 и в 1868 гг. здесь открыты мужское и женское народные училища. С 1919 года Ветка в составе РСФСР, в 1925 г. получила статус города и в 1926 году вошла в состав БССР. С 18 августа 1941 по 28 сентября 1943 года город был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, жертвами которых стали 656 жителей. В1986 году Ветка подверглась радиоактивному заражению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Из многих версий и преданий происхождения названия "Ветка", самым ярким, пожалуй, служит это: Ветка - малая ветвь Москвы. Её основатели, москвичи, даже главную площадь в Ветке назвали Красной, а свой главный храм-Покровским. Именно на Красной площади, в особняке купца Грошикова (4) (памятник архитектуры 19 в.).
1 ноября 1987 года открылся Ветковский музей народного творчества. В основу легло собрание предметов старины ветковчанина Ф.Г. Шклярова. За годы деятельности музей, имеющий статус художественного, превратился в региональный центр исследований традиционной культуры. Сегодня фонды насчитывают около 8.000 экспонатов. Многие из них уникальны - это в первую очередь иконы.
Медный звон живет в коллекции самоваров. Каждый был когда то центром семейного круга. Чай ветковчане пили "с полотенцами", утирая пот.
Богата ветковская земля на памятники не только старины, но и современности: церкви в д. Железники и в Ветке построены в конце 20 столетия.
Богоматерь Казанская . Нач. XIX в. Оклад: шитьё бисером. Техника шитья "в прикреп" наследована ветковскими мастерицами из древнерусского искусства.
Здесь, на Ветке, мастера хранили старые секреты письма яичной темперой. Создание иконы на всех этапах проникнуто символикой сотворения мира.
Богато представлена киотная и домовая резьба. Резьба по дереву с золочением, происходящая от белорусской "рези навыпётной" - наследство местных мастеров-старообрядцев. Каждая рама-киот выполнялась в традиционном образе райского сада (10,12). С потрясающей достоверностью мастер вырезал из липы гроздья винограда, яблоневые цветы, розы и листья. Пылающая позолота устраняет заземлённость образа, придаёт резному декору неповторимость и торжественность. Райский сад как бы рождается из огня.
Удивительны произведения и белорусских традиций узорного ткачества. Самая яркая коллекция - из Неглюбки (17,18). Ремесло изготовления знаменитых неглюбских рушников, являющееся культурным наследием и достоянием Гомелыцины, принесло некогда известность Ветковскому району, золотые медали ВДНХ. Придать второе дыхание этому уникальному мастерству взялись в Неглюбской средней школе, где создан и успешно работает Центр ткачества рушников, в котором заняты внучки знаменитых неглюбских ткачих. Собрание ритуальных рушников около тысячи узорных тканей - уникально по разнообразию традиций.
Здесь, на Ветке, веками собирались книжные сокровища и создавались украшенные рукописи. В коллекции музея памятники 16-20 вв. Цветущая ветка - основной мотив ветковского книжного орнамента. Вся книга - это сад райской премудрости. Он наполнен пением: между буквами текста - древние ноты - "крюки". Уникальны и старопечатные книги: издания Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, Андроника Тимофеева Невежи и Василия Гарабурды.
"Дома на Ветке принято украшать очень красивой резьбой..." писал этнограф Абрамов в начале 20 в Растительный орнамент резьбы был принесён, скорее всего, так же старообрядцами, бравшими узоры из старинных рукописных книг. "Ветковский стиль" пришёлся по сердцу народным мастерам всех конфессий. И сегодня дома ветковчан (5), украшенные резьбой, притягивают взгляды. Дом как бы "перетекает" в сад и "разгова-ривает" с природой на её языке.
Резные ворота музея  продолжили местную традицию украшать дома. Резьбу выполнили сотрудники музея под руководством Ф.Г" Шкляровав1987году. Богоматерь Казанская . Нач. XVIII-нач. XIX в в. Этот образ был особенно любим на Ветке. Никола Отвратный . XVIII в. одна из самых выразительных иконографии Святого, "отвращающего беды", связывается с Ветковской иконописной школой XVII-XX веков.

 
  • Комментарии отсутствуют
 
hello