Яндекс.Метрика

Упрощенная система налогообложения в туризме

В случае, если Ваше агентство применяет упрощенную систему налогообложения и у Вас возникают сложности по учету агентского вознаграждения и возможной дополнительной выгоды по агентскому договору - предлагаем ознакомиться с ответами на часто возникающие вопросы от  аудиторов и надеемся, что они помогут вам в работе.
Упрощенная система налогообложения в туризме
 

 Вариант ответа 1:     
В соответствии с пп. 1, 4 ст. 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора и выборе его условий. Цена агентского договора в соответствии с абз. 1 ст. 1006 ГК РФ определяется соглашением сторон. Соответственно, стороны вправе самостоятельно определять размер вознаграждения агента.
 Условиями действующего агентского договора доход агента составляется из суммы агентского вознаграждения (25 рублей) и возможной дополнительной выгоды (п. 5.3 договора). Дополнительная выгода признается за агентом как дополнительное вознаграждение.
В соответствии с п. п. 1 и 1.1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 НК РФ, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 Кодекса. Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
 Данные положения налогового законодательства отражены в Письмах Минфина РФ № 03-11-06/2/77 от 04.05.2009 г., № 03-11-04/2/201 от 22.12.2008 г., № 03-11-05/274 от 26.11.2007 г.
 Соответственно, агент обязан предоставлять в налоговый орган сведения обо всей сумме агентского вознаграждения.
 При этом расчет суммы дополнительного вознаграждения (дополнительной выгоды) осуществляется единственно возможным образом: как разность между общей суммой реализации турпродукта и а) суммой, подлежащей перечислению принципалу, б) 25 руб. – агентским вознаграждением, предусмотренным агентским договором.
 В соответствии со ст. 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила о договоре комиссии. При этом согласно абз. 2 ст. 992 ГК в случае, когда комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Агентским договором определено, что дополнительная выгода признается за агентом и не перечисляется принципалу. Из этого следует, что денежные средства напрямую поступают в собственность агента, минуя принципала. В связи с чем данные суммы не подлежат отражению в отчете и не учитываются принципалом. Данная точка зрения поддерживается, в частности, в Постановлениях 13 ААС от 01.10.2007 г. по делу № А25-2950/2007, ФАС СЗО от 14.01.2008 г. по делу № А26-2950/2007, оставленных в силе Определением ВАС РФ от 02.04.2008 г. № 4446/08.
 

Вариант ответа 2:
По вопросу определения доходов у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при заключении агентских договоров можно сообщить следующее:
В соответствии с п. п. 1 и 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51 "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям данной главы ГК РФ или существу агентского договора.
Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.
Согласно положениям п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.
В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.
При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.
В соответствии  с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), можно сделать вывод, что получение дополнительной выгоды не является обязательством агента и в силу условий агентского договора не влияет и не может влиять на величину выручки Принципала, полученной в рамках этого договора.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
В связи с этим при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговый орган должен представить в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 АПК РФ и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ. И по требованию части 5 статьи 200 АПК РФ доводы налогового органа должны быть подтверждены соответствующими доказательствами.Таким образом, по  нашему агентскому договору, доход агента составляет агентское вознаграждение, которое состоит из фиксированной суммы 25 рублей и возможной дополнительной выгоды, которое агент имеет право исчислить любым методом.

 
  • Комментарии отсутствуют