Яндекс.Метрика

Город Туров

Город Туров основан в 980 году
Туров - сердце Полесья, древнерусский город на реке Припять, на земле дреговичей. В древности Туровское княжество охватывало Слуцк, Несвиж и Пинск. Туров впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 980 годом. Памятник в честь 1000-летия Турова . По мнению многих ученых, в IX-XI вв. Туров был вторым по значению городом после Киева в Древней Руси. Существует несколько версий о происхождении названия города. Возможно, имя ему дал первый легендарный князь Тур, по преданию, основавший город. Бытует также мнение, что название произошло от могучего дикого быка - тура, который считался когда-то царем зверей Белорусского Полесья, но был истреблен к XVIII веку.
Мощный силуэт памятника Кириллу Туровскому виден издалека при подъезде к Замковой горе. Основа композиции монумента - крест необычной византийской формы. С крестом соединена фигура Кирилла Туровского: он выступает вперед, подняв голову. Руки согнуты на уровне груди: в левой - книга с крестом на обложке, жест правой направлен на книгу, вокруг головы - нимб. Справа, рядом с книгой, надпись: «Святый Кирилл Епископ Туровский» (Высота памятника-7 метров).
Святитель Кирилл Туровский - наставник добромыслия, проповедник и богослов-теолог, аскет книжник, поэт и оратор, прозванный «Златословом, просиявшем паче всех на Руси», большой знаток Священного Писания и святоотеческой литературы, трудился на ниве слова Божьего. Туровское Евангелие является одним из наидревнейших восточнославянских рукописных памятников христианской культуры.
Рядом с церковью, справа от входа вы видите небольшой, скромный памятник уроженцу Турова Константину Константиновичу Острожскому, установленный здесь церковью.
Константин (в крещении - Василий Острожский ) (1527-1608) принадлежал к одному из влиятельных княжеских родов. Род Острожских происходил от туровских князей, потомков Святополка Изяславича, который в 1093-1113 годах занимал киевский великокняжеский престол. Ревностно защищал православие во время введения унии; заботился о развитии просвещения, издавая книги, учреждая школы, покровительствуя малорусским ученым. Принимал деятельное участие в церковном соборе в Бресте в 1596 году. Для поддержания православия учредил в Остроге училище, затем устроил две типографии, в Остроге и в Дермани; в 1580 году напечатал Библию, оказывал поддержку ученому львовскому священнику Василию, составившему книгу "О единой вере", и Христофору Бронскому, автору обширного сочинения против унии -"Апокрисис". Датируемые 1158 годом летописные сведения о безуспешной десятинедельной осаде города и многочисленных атаках, предпринятых киевским князем Изяславом и его союзниками, убедительно доказывают тот факт, что оборонительная система Турова была надежной и неприступной. К сожалению, в огне войн, пронесшихся над городом, многие свидетельства его материальной культуры были утрачены и со временем городские укрепления были стерты с архитектурного лица Турова. В древности, по преданию, в Турове действовало 75 церквей, за что город образно называли вторым Иерусалимом. Туровский храм XII в. . 3 мая 1230 г. храм был разрушен волнами землетрясения. Первые раскопки начали производить в 1961 г. археологами из Санкт-Петербурга. В храме за время раскопок было найдено семь каменных саркофагов со следами погребения, а также большое число предметов материальной культуры, среди которых немало уникальных. Сейчас на месте раскопок сооружен памятник "Скрипта"  в византийском стиле, посетив который туристы могут увидеть уцелевший до наших дней фундамент храма. С восточной и южной стороны древний Туров был ограничен полукруглым оборонительным рвом , заполненным водой. Такой же полукруглый ров разделял общую площадь города на две части: детинец и окольный город. Кроме оборонительных рвов безопасность городов Древней Руси обычно обеспечивали оборонительные земляные валы с деревянными стенами и башнями на них. Они возводились сразу за рвом с внутренней стороны. Всесвятская деревянная церковь , построенная в 1810 г., сохранилась до наших дней на одной из центральных улиц современного Турова -Ленинской. Хорошо виден этот утопающий в зелени трехсрубный храм - образец строительного искусства местных народных мастеров.
Церковь имеет прямоугольный в плане притвор, основное помещение и алтарную часть. Первоначально на церкви были шатровые покрытия, увенчанные декоративными головками и крестами. После перестройки храма они заменены двухскатными крышами, а с западной ее части пристроена небольшая звонница с шатровой кровлей. Внутреннее убранство церкви очень простое. Главная его часть двухъярусный иконостас, украшенный незатейливой, но достаточно изящный резьбой работы местных умельцев.
Борисоглебское кладбище находится на берегу Язды, маленькой речки с неопределенными топкими берегами, метрах в двухстах-пятидесяти от Турова, на небольшом приподнятом месте, окруженном со всех сторон болотом. Теперь Язду выправили, углубили, превратили в канал. Островок имеет овальную форму, он похож на яйцо. Весной во время наводнения болото превращается в озеро и сливается с Припятью, но островок никогда не затопляется. Островок считался священным с очень давних времен. Очевидно, еще задолго до того, как распространилось в этой местности христианство. Теперь на островке только заброшенное кладбище среди густых зарослей сирени. В церкви, с правой стороны вы можете увидеть каменные кресты , которые являются символом веры и предметом культового поклонения для христиан. Предания упорно связывают их происхождение с периодом христианизации Туровщины Кресты эти будто сами приплыли вверх по течению Припяти и затем оказались воздвигнутыми среди полей в юго-западной части города. Народ издавна называл эти кресты «голыми», в отличие от каменных крестов в селах Вересница и Погост, над которыми были сооружены часовни. Туровские каменные кресты имеют высоту свыше двух метров и ширину немногим менее метра. В былые времена поклониться крестам приплывали люди со всей Припяти. Считалось, что кресты эти чудотворные, излечивающие больных. Особенно много людей собиралось к каменным крестам на Воздвижение. Есть версия, что крест, растущий в наши дни из земли на Борисо-Глебском кладбище, является одним из трех крестов, которые, согласно преданию, приплыли в Туров по Днепру и Припяти из Киева сразу после крещения Руси. Два креста сохранились до наших дней и находятся в деревянной церкви Всех Святых.

 
  • Комментарии отсутствуют