Яндекс.Метрика

Музей Тропина

Вестибюль - История Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени
Экспозиция вестибюля знакомит с историей создания Музея, открытого в 1971 г. Его основатель, известный коллекционер и знаток изобразительного искусства Ф. Е. Вишневский (1902-1978) передал в дар Москве около 300 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX вв. Здание Музея, являющееся историко-архптсктурным памятником середины XIX в., было завещано нашему городу его владельцем — профессором-экономистом и этнографом Н. Г. Петуховым (1879-1965). Документальный и изобразительный ряд знакомит с жизнью и деятельностью этих московских меценатов XX в. Тема Москвы, которая проходит через всю экспозицию Музея, представлена пейзажным жанром. Это городские и подмосковные виды XIX в., составляющие исключительную историко-художественную ценность. Вклад в иконографию старой столицы внесли отечественные и иностранные живописцы: В. Е. Раев (1808-1871), М. Михалев (середина XIX в.), В. В. Пукирев (1832-1890), И.-Н. Раух (1804-1847), К. К. Герц (182б(9)-1879), О. А. Гофман (1851-1912) и Ю. Ю. Клевер (1850-1924).

Зал № 1 - Творчество В. А Тропинина
Зал полностью посвящен произведениям Василия Андреевича Тропинина (1780-1857) — самого знаменитого московского портретиста 1-й пол. XIX в., чье имя носит Музей. Его творчество проходит красной нитью через всю обновленную экспозицию и представлено самыми разными временными периодами, начиная с очень редких работ 1810-1820-х гг. Среди них— портреты М. А. Оболенского ребенком и В. С. Энева, «Головка девушки украинки», «Старик-ямщик» и др. Расцвет художественной деятельности Тропинина приходится на 1820-1840-е гг., когда он «переписал всю Москву». Среди заказных работ экспонируются портреты представителей высшего сословия — С. С. Кушникова, С. М. Голицына, П. Н. Зубова; рядового служивого дворянства - А. А. Тучкова, А. А. Алябьева; купечества — Киселевых, Е. И. Карзинкиной и др. Доминанта экспозиции и один из шедевров собрания Музея — «Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль» 1844 г.

Зал № 2 - Русский портрет XVIII — 1-й трети XIX века
В зале экспонируются произведения предшественников и современников В. А. Тропинина. Светский портрет возник в России в XVIII в. и являлся ОСНОВНЫМ жанром. Русские художники учились у иностранных мастеров, привносили в портретное искусство традиции иконописи, создавая свою самобытную школу. Среди первых «живописных дел мастеров» был И. Я. Вишняков (1699-1761), чье творчество представлено одной из немногих дошедших до нас работ — «Портретом инженера-артиллериста М. С. Бегичева», который относится к жемчужинам русской портретной школы. С творчеством известных портретистов середины XVIII в. А. П. Антропова (1716-1795) и И. П. Аргунова (1729-1802) знакомят типичные для них портреты А. Л. Апраксиной и А. П. Шереметевой. Во 2-й пол. XVIII в. в России появляются живописцы европейского уровня: Ф. С. Рокотов (1735-1808), Д. Г. Левицкий (1735-1822) и В. Л. Боровиковский (1757-1825). Романтическое направление в портретном искусстве 1-й четв. XIX в. представлено «Портретом В. В. Мусина-Пушкина-Брюса» работы О. А. Кипренского (1782-1836), соученика Тропинина по Академии художеств. Учителем Тропинииа был С. С. Щукин (1762-1828), в классе которого он освоил азы жанрового портрета, став впоследствии основоположником этого типа портрета в русском искусстве. К ним относятся портреты «Каменщика С. К. Суханова» и  "Девочка с собачкой"

Зал № 3 - Графический и акварельный портрет 1-й половины XIX века
B 1 й половине XIX в. очень распространен был графический и акварельный портрет, который выполнял ту же функцию, что фотография в наше время. В 1810-х гг. стал 1 поляулярен карандашный портрет, представленный произведениями О. А. Кипренского, А. О. Орловского (1777-1832) и А. Молинари (1772-1831). В 1820-х гг. его сменяет красочная акварель. Выдающимся мастером акварельного портрета является П. Ф. Соколов (1791-1848). Для его работ характерны поясные изображения с едва намеченным фоном; основное их достоинство - легкость и прозрачность. Среди шедевров акварелиста можно видеть портреты Е. К. Воронцовой, Е. А. Остерман-Толстой, С. Ф. Голицына и др. В 1840-х ГГ. самым известным акварелистом стал В. И. Гау (1816-1895). Его работам присущи точное портретное сходство, декоративность, проработанность фона. Творчество Гау представлено типичными для него портретами: актрисы А. М. Степановой, герцога А. Нассауского, герцога Ю. М. Лейхтенбергского ребенком и др. Музей располагает широкой коллекцией акварельных портретов русских и иностранных художников, работавших в России: А. П. Брюллова (1798-1877), И. А. Нечаева (2-я четв. XIX в.), Е. Ф. Крендовского (1810-1870), А. И. Стрелковского (1819-1904), К. К. Гампельна (1794 - после 1880); Г.-Д. Митрейтера (1817-1844), Л. Фишера (1814-1860), К.-Л. Шрейнцера (1819-1887) и др.

Зал № 4 - Московская школа живописи
Экспозиция посвящена московской художественной культуре 1830-1850-х гг., центральной фигурой которой являлся В.А. Тропинин. В 1833 г на основе «Натурного класса» — кружка любителей и художников-профессионалов — было создано Московское художественное общество. Спустя десять лет Художественный класс был преобразован в Московское училище живописи и ваяния. К середине XIX в. Училище сформировалось как серьезное учебное заведение, а московская школа живописи обрела свое собственное лицо. В зале демонстрируются живописные произведения различных жанров бывших учеников Училища: Н.И. Подключникова (1813-1877), С.М.Шухвостова (1821-1908), Д.П.Волохова (1826-?), НАЗаваруева (18?-18б9) и др., а также преподавателей: КИ.Рабуса (1800-1857) и крупнейшего портретиста того времени С.КЗарянко (1818-1870), чье творчество представлено характерным для него «Портретом П.КЛомновского». В Москве работали известные иностранные портретисты: Шандор Козина (1808-1873), Евгений Плюшар (1809-1880), Карл Лаш (1822-1888). Завершают экспозицию женские жанровые портреты Тропинина, принесшие ему огромную популярность и любовь зрителей: «Кружевница» — самый известный и неоднократно им повторенный портрет, «Девушка с горшком роз» — позднее произведение зрелого мастера, шедевр тропининского собрания Музея.

 

 
  • Комментарии отсутствуют
 
hello