Яндекс.Метрика

Старый Ташкент

Старый город Ташкента
Ташкент начал привлекать к себе внимание русского купечества и царских властей, начиная с времен Ивана Грозного. С первой половины XVIII в. он становится местом, притягивающим к себе интересы различных политических, торговых и научных миссий. Дипломатические посланники разных ташкентских правителей посещают Россию. Все это способствовало проникновению в научную литературу довольно обширных сведений о истории города, его политическом, экономическом, топографическом положении.
После 1865 г., когда Ташкент становится главным городом Туркестанского края и местом нахождения государственных и общественных учреждений, он, естественно, становится ареной более внимательного изучения как в области этнографической, лингвистической, так и в области изучения исторической топографии города. Следует, однако, отметить, что сведения по топографии старого города Ташкента в источниках разные и в большинстве случаев неточные.
Более точные сведения о размере старого Ташкента, его конфигурации, внутренней распланировке может дать изучение топографии города более позднего времени, его топонимики, письменных источников, и, особенно, картографического материала. Прекрасные планы г. Ташкента, его обеих частей, составленные военными топографами, отличающиеся большой точностью и тщательностью прорисовки, дают ясное представление о внутренней распланировке, системе улиц, переулков, водных протоков, площадей, размерах и конфигурации отдельных домовладений, а также положении и конфигурации отдельных монументальных культовых и общественных построек2. Однако даже при наличии таких прекрасных картографи ческих материалов выяснить точную площадь города, положение всех его крепостных стен возможно только с некоторой долей приблизительности. Это происходит потому, что в 1865 г., сразу же за завоеванием города, его восточная граница претерпела некоторые изменения в связи с началом строительства здесь русского поселения и новой крепости. Старая же граница угадывается предположительно.Старый город Ташкент, ио количеству жителей (около 100 000 чел.) и но размерам, был одним из самых крупных городов Востока. Город снабжался водой из канала Боз-су, который, не доходя до ляб-закских ворот, разветвлялся на два больших магистральных арыка- Калькауз, протекавший по северной границе города, и Аихор- на восточном и юго-восточном краю города. Из этих магистральных каналов выходила система больших и малых арыков, снабжавшая водой дома и сады.
План города имел неправильную фигуру, близкую к кругу с поперечником, примерно, в 4,2 км, и только в восточно» части, где город перескакивал через глубоководный Анхор, имелся прямоугольный выступ, Урда, где находились дворцовые постройки хакима- наместника города, казармы и пр. Общая площадь застройки в пределах крепостных степ была около 1500 га.
По границе город был окружен массивной глинобитной стеной высотой до 8 м (26 футов) и длиной более 8 км3. В город вело 12 укрепленных ворот (дар-база)- Лабзак, Тахтапуль, Кара-Сарай, Сагбан, Чагатай, Кукча, Самаркандские, Камалан, Бешагач, Коймас, Кокандские и Кашгарские. Кроме того, по северному, западному и южному фасам в стенах было 6 или 7 проходов (тешик). Судя по старым топографическим планам, это были не случайные разрушения стен, а специальные разрывы, к которым подходят дороги и улицы городской застройки .
Возможно в периоды военной опасности эти проходы заделывались, но в мирное иремя они функционировали и служили для связи города с сельской местностью.
Объемно-планировочная структура города чрезвычайно типична. Вся его радиально-центрическая схема планировки наглядно показывает постепенность развития города. Почти в геометрическом центре и наиболее возвышенном месте располагался шахристан древнего небольшого города, который с рядом находящимся базаром был центром, куда подтягивались с разных сторон дороги, связывавшие этот городок с другими городами и сельской округой.
По мере роста города, развития примыкающих к шахристану и базару предместий увеличивалась и территория города и подводящие к городу и изгибающиеся дороги превращались в радиально направленные улицы, ведущие к новым воротам. Поскольку эти улицы образовались из сельской дороги вместе с увеличением фланкирующих их жилых кварталов, они были узкими (6 -8 м), кривыми, на первых норах не мощеными, а потому пыльными и грязными. Еще более узкими и кривыми были нее второстепенные улицы, бесчисленные переулки, тупики, которых было очень много и количество которых без конца увеличивалось за счет дробления частных владений, в связи с ростом семьи, появлением новых построек внутри кварталов и поэтому необходимости устройства новых тупиков и проездов.
Все, кто в какой-то степени интересовались структурой старогородской застройки, обычно отмечают малую ширину улиц, неблагоустроенность, скудное озеленение, пыль, хаотичность застройки. Однако, это не совсем верно. Хотя в распланировке улиц нет привычной европейскому глазу регулярности, в расположении их есть определенная система.

Продолжение на след странице 

 
  • Комментарии отсутствуют
 
hello