Яндекс.Метрика

Процесс регистрации фирмы в Швейцарии

В процессе учреждения и регистрации принимают участие следующие официальные органы:

  • кантональный коммерческий регистр;
  • нотариат;
  • федеральные министерства, ведомства, профессиональные (отраслевые) ассоциации, выдающие разрешения на осуществление соответствующих видов деятельности.

Разрешение на оказание финансовых услуг (банковское дело, страхование, деятельность на рынке ценных бумаг) выдается Федеральной банковской комиссией, на оказание услуг связи – Федеральным ведомством по коммуникациям и связи, на оказание транспортных услуг – Федеральным ведомством транспорта либо Федеральным ведомством гражданской авиации, на оказание медуслуг – Ассоциацией швейцарских врачей и кантональными органами власти.

Срок с момента подачи документов до момента регистрации акционерного общества как юридического лица составляет от 4 до 6 недель.

Официальной причиной отказа в регистрации может быть отсутствие какого-либо из требуемых для регистрации документов, а также вида на жительство у иностранного гражданина-учредителя компании.

При регистрации фирмы срок ее деятельности не ограничивается, однако в некоторых случаях власти кантона могут потребовать закрытия фирмы, если она не приносит доходов для кантона (общины) или если наблюдается утечка капитала за границу. На практике при выходе на местный рынок по ряду секторов сферы услуг иностранные (в т.ч. российские) компании и предприниматели сталкиваются (могут столкнуться) с рядом требований, без соблюдения которых невозможна их практическая деятельность в Швейцарии. Прежде всего, следует отметить, что независимо от сферы деятельности свыше 50% персонала любой компании, действующей в Швейцарии, должны составлять швейцарские граждане либо лица, имеющие вид на жительство. В отдельных отраслях существуют специфические требования.

  1. Финансовые услуги: оплаченный капитал банка должен составлять не менее 10 млн.шв.фр.; члены правления или совета директоров банка либо финансовой компании из числа иностранных граждан должны представить свидетельство о том, что место их постоянного жительства не будет служить препятствием для эффективного исполнения ими предусмотренных управленческих функций в Швейцарии; иностранный банк должен представить обязательство вести свою деятельность в соответствии с кредитно-денежной политикой Швейцарского нацбанка (центральный банк); страна постоянного проживания иностранного инвестора должна соблюдать так называемый принцип взаимности, то есть разрешать создание швейцарских банков на своей территории на основе режима наибольшего благоприятствования (выполнение этого требования иностранными государствами, за исключением стран-участниц Генерального соглашения по торговле услугами ВТО, нуждается в специальном подтверждении со стороны Федеральной банковской комиссии Швейцарии).
  2. Услуги связи: для функционирования предприятия необходимо получить лицензию на строительство и размещение трансляторов и ретрансляторов сигналов связи, лицензию на трафик и частотный диапазон, сертификаты на оборудование связи, квалификационные сертификаты для сотрудников фирмы, а также согласование Федерального ведомства по охране окружающей среды. Транспортные услуги: необходимо получить лицензию на транспортные средства (автомобили, самолеты, речные суда) и квалификационные сертификаты на обслуживающий персонал, а также согласование с Федеральным ведомством по экономическому обеспечению территорий.
  3. Строительные услуги: требования к деятельности в данной области в основном отнесены к компетенции кантонов и местных органов самоуправления (общин) и в этой связи широко варьируются в зависимости от социально-экономической ситуации на местах.
  4. Медицинские и ветеринарные услуги: для осуществления частной медицинской и ветеринарной практики необходимо наличие швейцарского гражданства, а также признаваемых в Швейцарии диплома и свидетельства о повышении квалификации. С 1 июня 2002г. в соответствии с Соглашением о передвижении физических лиц между Швейцарией и ЕС требование о наличии швейцарского гражданства не распространяется на граждан стран ЕС.
  5. Услуги, связанные с рыболовством: озерные рыбопромыслы и рыбофермы являются артельной (кооперативной) собственностью членов общин, на территории которых они расположены. Организация новых предприятий возможна только при согласии общины.

Отдельные кантоны вправе вводить собственные требования к национальной принадлежности хозсубъектов. В соответствии с законодательством кантона Люцерн иностранные компании не допускаются к осуществлению строительной деятельности. В кантоне Санкт-Галлен аналогичные требования предъявляются к лицам, предоставляющим консультационные услуги в сфере швейцарского и международного права. Имеются и другие примеры такого рода, хотя в последние годы осуществляется гармонизация подобных кантональных требований в соответствии с Федеральным законом о внутреннем рынке и межкантональном конкордате.

По-прежнему весьма популярным у иностранных инвесторов является учреждение в Швейцарии оффшорной компании. Предприятия, о которых идет речь, учреждаются на территории Швейцарской конфедерации на общих юридических основаниях со всеми другими компаниями.

Источником права в этой области служит Швейцарский кодекс обязательств. Им предусматриваются лишь две формы организации бизнеса – акционерные общества с ограниченной ответственностью открытого и закрытого типов (обозначающиеся AG или SA и GmbH или SARL). При учреждении компании выплачиваются единовременные федеральный гербовый сбор (3% от капитала) и кантональная пошлина (ее величина колеблется в зависимости от места официального адреса компании, но в большинстве случаев составляет 1 тыс.шв.фр.).

Процедура учреждения происходит по следующей схеме. После реального образования компании проводится собрание учредителей, и компания вносится в Коммерческий регистр. Учредителями могут быть любые юр. и физлица, не менее трех для обществ открытого типа и двух – для закрытого типа. После образования компании учредители могут передать все права на нее какому-нибудь одному лицу (истинному инвестору). В отношении гражданства (юрисдикции регистрации) учредителей не выдвигается каких-либо требований. Однако регистрация должна осуществляться через местного представителя.

Вся процедура учреждения компании длится от двух недель до одного месяца в зависимости от кантона, где регистрируется ее юридический адрес. Иногда можно приобрести и готовую фирму, однако к практике торговли «полочными» компаниями швейцарские власти относятся неодобрительно. Швейцарские компании не подпадают под валютный контроль или какие-либо иные финансовые ограничения, однако властями приняты жесткие меры для предотвращения «отмывания грязных денег».

 Компания может переезжать из одного кантона в другой с внесением соответствующих изменений в ее уставные документы. Что касается перевода зарубежных компаний в Швейцарию, то он допускается лишь в исключительных случаях. Учет учрежденных компаний ведется покантонально, их количество огласке не подлежит. Никаких существенных изменений и дополнений в швейцарское законодательство о компаниях в обозримом будущем вносится, не будет. Любые швейцарские компании освобождаются от налога на прибыль предприятий в отношении доходов, источниками которых являются зарубежные отделения и филиалы, а также зарубежная недвижимость

 
  • Комментарии отсутствуют