Яндекс.Метрика

Пальмира в Сирии.

Пальмира
На расстоянии около двух часов езды на восток по узкому разбитому шоссе, свернув близ Хомса с оживленной автомагистрали, соединяющей Дамаск с крупнейшими городами страны: Хомсом, Хамой, Халебом. Давно уже исчезли богарные пашни, распахнувшиеся было по обеим сторонам дороги. Машина вползает на очередной гребень, и глазам вновь открываются волнистые просторы каменистой пустыни: сточенные горы да пыль.
Первое свидетельство о городе Тадморе, получившем позже название Пальмира, донесли ассирийские тексты, относящиеся к 1-му тысячелетию до н.э. В Библии город упоминается при перечислении владений царя Соломона. Удачное географическое и политическое положение между цивилизациями Средиземного моря и Персидского залива превращают Тадмор к началу нашей эры в буферное государство между Римской империей и Персией. Именно в этот период он и получает свое красивое имя: Пальмира- «город пальм».
Звездный час города падает на вторую половину III в. н.э. Пальмирец Оденат в 258 г. получает титул римского консула и становится полновластным правителем города. Он успешно ведет войну с Персией в пользу Рима, но вскоре погибает. Власть и титул отца переходят к его младшему несовершеннолетнему сыну, а фактически к вдове, известной под именем Зенобия. По свидетельству современников, это была умная, бесстрашная, волевая, наделенная непомерной гордостью женщина. Она резко меняет политику. Ищет сближения с Персией и предпринимает все возможное для распространения своей власти, используя тяжелый кризис Римской империи. В 271 г. Зенобия провозглашает себя императрицей Востока. Ее царство простиралось от вод Босфора до Нила, включая Малую Азию, Сирию, часть Аравии и Египет. Но провозглашение собственной империи означало объявление войны Риму. И она последовала. Военное счастье оказалось на стороне императора Аврелиана. В решительной битве при Эземе (Хомсе) римляне разбивают армию кочевников. Пальмира была разрушена, императрица схвачена и отправлена в Рим. После гибели Рима Пальмира была забыта.
Сообщение английского купца Галифакса, побывавшего на развалинах Пальмиры в конце XVII в., о своем открытии вызвало откровенные насмешки «образованной» публики. Действительное же открытие Пальмиры состоялось в 1753 г. Был издан прекрасно оформленный фолиант: «Руины Пальмиры и Тадмора в пустыне». Он содержал великолепно выполненные рисунки руин и их описание. Издание вышло в Париже, но авторами его были англичане Даукинс и Вуд.
Пальмира кажется живым, реальным, просто уснувшим на ночь. Силуэты многочисленных колонн, арки, стены, казалось, куда-то двигались и лишь на мгновение застыли.
Стела- каменная доска с выбитым текстом: «Таможенный закон для города Тадмора». Высота стелы более шести метров, ширина -более полутора. На ней едва уместились 56 параграфов на арамейском и греческом языках, очень точно и подробно определяющие размер пошлин и налогов, которыми облагались все самостоятельные граждане города.
Главная артерия города, разбросанного на большом пространстве между храмом Бэл на востоке и подножием холмов на западе, делит его как бы на административный район, к западу, и жилой, к востоку... В свое время по всей ее длине тянулась крытая колоннада. Диаметр колонны - 95 см, высота - 9,5 м. На каждой выделяется консоль для статуи... Монументальная арка. Сохранились только четыре основания. Фрагменты верхнего сооружения, разрушенного, без сомнения, сильным землетрясением, состояли из четырех пилонов, каждый из которых в свою очередь состоял из четырех гранитных колонн. Пилоны помещались на квадратном фундаменте со стороной 18 м...
Сравниваем полученные сведения. гранитные колонны (диаметр-130 см, высота-12,7 м). Гранита в Сирии нет. Такой гранит имеется лишь в Египте. ...Колонн четыре. Вес каждого блока свыше 20 т... Как они попали сюда?
Театр. Построен в первой половине II века. Он расположен в центре города. Обычно сирийские театры строились на окраинах. Авансцена отделена от эстрады стеной с пятью дверями. Эстрада длиной 48 м и шириной 10,5 м. Партер, мощенный каменными прямоугольными плитами, имеет диаметр 20 м. По одну и другую сторону сцены- два сводчатых прохода, ведущих к местам для зрителей...
Агора. Просторная публичная площадь, окруженная колоннами с обычными здесь консолями для статуй.
Если зайти за каменную ограду, окружающую центральное сооружение Пальмиры- храм Бэл, он сооружен был в честь божества вавилонского происхождения Мардука. Храм Бэл состоит как бы из двух частей: двора и собственно храма, построенного в самом начале нашей эры. Площадь квадратной формы со стороной 225 м была окружена стеной, украшенной изнутри коринфскими пилястрами. Монументальная лестница вела к величественным воротам.
Стройные, как корабельные сосны, выстроились в ряд семь колонн. Под ними арка ворот. Пологая наклонная плоскость ведет к жертвеннику. По этому пути шли обреченные на заклание животные. У противоположной стены двора - бассейн для омовения. Боги требуют жертв. Самых страшных - бог войны.
Собственно храм прямоугольной формы. Справа от трона интересные барельефы: двое молящихся; бог плодородия с гранатом, сосновой веткой и козой... Второй барельеф изображает процессию: верблюд и женщина с закрытым лицом. Слева-Таламос - священное место. Монолитный потолок, тонко отделанный изображением семи планет, окруженный двенадцатью знаками Зодиака. Виден также софит, на котором изображен орел Юпитера.
Едем к холмам, окружающим Пальмиру полукруглой грядой с запада. И по мере приближения к ним все четче вырисовываются квадратные высокие башни, расставленные во множестве по голым склонам гор и давно уже дразнящие наше любопытство. Гид выбирает нужный ключ из имеющейся у него огромной связки.
Скрипит тяжелая дверь, и мы внутри башни. Здесь захоронены богатые граждане города, успевшие уйти в мир иной до трагических событий 721 г. Чудовищно толстые стены этих погребальных башен представляют из себя нечто вроде сот с ячейками-нишами для покойников. Каждая такая ячейка прикрыта каменной плитой с высеченным на ее наружной стороне бюстом - барельефом покойного. Высота башни - с шестиэтажный дом. Мы поднимаемся по крутой каменной лестнице на плоскую крышу башни. Под нами - долина могил, дальше -пустыня.
 Узкая каменная лестница вела на дно такой же узкой траншеи глубиной около шести метров. Лестница оканчивалась массивными каменными дверями, вставленными в столь же массивную каменную дверную раму. И двери, и рамы были отделаны прекрасной резьбой и украшениями. Но то, что мы увидели, раскрыв двери, потрясло нас... Солнечные лучи не могли попасть в подземелье, но они сумели создать в нем голубую полумглу, и в ней мерцали белые, изумительно выразительные бюсты, казалось, вчера лишь изваянные. Целехонькие - все как один. И все разные, как были разными люди, захороненные здесь две тысячи лет назад.
Мы возвращаемся уже знакомой дорогой. Только солнце теперь светит нам прямо в лицо. И это дает повод лишний раз оглянуться назад. А вдруг где-то вдали, у горизонта, совьются миражные нити и вспыхнут уже навеки врезавшиеся в память колоннада, храм Бэл, башни долины мертвых, Пальмира.
 

 
  • Комментарии отсутствуют
 
hello