Яндекс.Метрика

Народ Хауса

Несколько тысяч лет назад там, где раскинулась ныне пустыня Сахара, климат был не столь засушлив. Но постепенно климат становился все суше, пустыня наступала, пересыхали реки, на месте лесов и лугов появились песчаные барханы. Племена, обитавшие в Сахаре, вынуждены были искать новые места жительства. Среди них были и предки народа хауса. Они селились на территории современной Нигерии и Республики Нигер, смешивались с племенами, жившими тут до их прихода, разводили скот, обрабатывали землю. На основании скупых рассказов исто-
рических хроник, дошедших до наших дней, ученые предполагают, что первые хаусан-ские города-государства были основаны в УШ—X вв. н.э.
Очень скоро эти города стали центрами ремесла и оживленной торговли между народами Тропической и Северной Африки. Изделия хаусанских ткачей, красильщиков, кожевников, кузнецов получили широкую известность. Со своими товарами хаусанские торговцы проникали не только на рынки соседних стран, их встречали и в Триполи, Каире, Стамбуле. В средние века в Западной Европе большим спросом пользовались изделия из цветной «марокканской кожи», выделанной руками хаусанских мастеров. В крупных городах народа хауса—Кано, Калине, Зарии были созданы прядильные и ткацкие мануфактуры, мастерские по пошиву одежды и обуви. Экономическое развитие вызвало и рост культуры. Еще в XVII в. на языке хауса была создана письменность на основе арабского алфавита. Позже появились сборники поэм и легенд, исторические хроники, множество деловых документов.В начале XIX в. хаусанские города объединились в единое государство Сокото, просуществовавшее почти сто лет. В 1903 г. войска английских колонизаторов вторглись в пределы Сокото. Отряды хаусанских копейщиков и лучников были расстреляны из пулеметов, стены городов рухнули под огнем гаубиц. Большая часть территории, населенной народом хауса, вошла в состав английской колонии Нигерия, меньшая была захвачена французскими колонизаторами.
Борьбу за свое освобождение хаусанцы, как и другие народы Африки, не прекращали ни на один день. Никакие репрессии колонизаторов не могли остановить ход истории. В 1960 г. народы Нигерии и Республики Нигер одержали победу и торжественно отпраздновали провозглашение независимости.
Основная масса хаусанцев проживает в северных районах Нигерии, которые географы называют Нигерийским Суданом. Это край широких плодородных равнин, где лесаи заросли саванны постепенно редеют и переходят в полупустыню. В сухой сезон, продолжающийся с октября—ноября по апрель — май, жара поднимается до 40° и многие водоемы пересыхают. Но с началом дождей желто-серая пыльная саванна одевается в радостный зеленый наряд. Под лучами солнца сверкает вода рек и озер, к ним тянутся стада коров и овец. Повсюду на полях видишь склонившиеся фигуры крестьян. Они мотыгами рыхлят землю, готовятся к севу. Хаусанские крестьяне применяют севооборот, они разбивают свои поля на несколько участков и последовательно засевают их просом, сорго, хлопком, арахисом. На небольших приусадебных участках, на которых обычно применяется искусственное орошение, выращиваются бобы, помидоры, перец, лук, сахарный тростник, табак и другие культуры.
А какова численность народа хауса? Не легко ответить на этот вопрос. По оценкам, сделанным в 1973 г., в Нигерии их проживало не менее 15 млн. Но они живут и в Республике Нигер, и в Камеруне, Гане, Дагомее, Чаде и других странах Западной Африки. Немало хаусанцев работает на рудниках Сьерра-Леоне, плантациях Либерии, торгует в лавках Киншасы и Банги. Для многих африканцев, особенно представителей небольших народностей, хауса стал вторым языком и очень трудно назвать точную цифру говорящих на этом языке. По мнению нигерийских ученых, их количество достигает 25 млн.
За последние годы произошли важные события в жизни всех народов Африки. Свержение колониального гнета и создание независимых государств открыло широкий путь к экономическому и культурному прогрессу африканцев. Большие перемены произошли и в жизни хаусанцев.
Еще сохраняются на просторах нигерийской саванны деревеньки и городки, застроенные круглыми глинобитными хижинами с конической соломенной крышей. Хижину хозяина усадьбы окружают меньшие по раз-
меру хижины, где живут члены семьи, рядом находятся зернохранилища, загоны для скота и другие хозяйственные постройки. Вся усадьба огораживается высокой изгородью из стеблей сорго. В городах более распространены четырехугольные дома с плоской крышей, украшенной по углам острыми зубцами. Часто фасад дома покрывается лепным орнаментом, раскрашивается красной, зеленой, белой красками. Городская усадьба окружена глинобитной стеной, и вход в нее ведет через «зауре», своего рода прихожую, где хозяин дома принимает гостей. Традиционное убранство дома—это набор циновок, низеньких скамеек, глиняных горшков и посуды, сделанной из выдолбленных тыкв.
Большинство хаусанцев носят длинную широкую «рига», нечто среднее между рубашкой и халатом, с разрезом по бокам и характерной вышивкой у ворота и на груди. Очень популярны круглые шапочки с плоским верхом. Есть шапочки одноцветные, но многие предпочитают те, что расшиты яркими красными, оранжевыми, зеленым!-узорами. Любопытно, что все эти вышивк] делают обычно мужчины. Женская одежд состоит из широкого куска материи, который оборачивается вокруг талии, и пестрого головного платка.
В хаусанских городах, старинных и возникших совсем недавно, перемены заметны на каждом шагу. Все чаще в них встречаются современные многоэтажные здания из стекла и бетона, корпуса промышленных предприятий и учебных заведений, широкие асфальтированные улицы ведут к вокзалам и аэропортам, возведенным по последнему слову строительной техники. Резко изменился и облик горожан, они носят пиджаки, брюки, платья, сшитые из фабричных тканей и по фасонам, мало отличающимся от тех, что встречаются в большинстве стран мира. Современная мебель, холодильники, эмалированная и фарфоровая посуда, стиральный порошок и еще многие вещи с удивительной быстротой вошли в быт хаусанцев. В деревнях и городах строятся все новые и новые школы и колледжи, миллионы людей учатся читать и писать на своем родном языке. В Нигерии и в соседних с ней странах на языке хауса издаются газеты и журналы, печатаются книги, ведутся радио- и телепередачи. Большой популярностью у хаусанцев пользуются произведения писателей Абуба-кара Имама, им написано свыше 20 книг, Белло Катара, поэтов Са'аду Зунгура, Маузу Хадеджа, драматурга Шуайбу Макарфи.
Среди хаусанцев произошли глубокие социальные изменения. Сегодняшний хауса-нец—это не только крестьянин, год за годом упорно обрабатывающий свое поле, или ремесленник, который ткет на ручном станке узкие полоски материи. Уже можно встретить и агронома, изучившего методы современного земледелия, и врача-эпидемиолога, и инженера-радиотехника, и заводского мастера, умело читающего чертежи, чьи руки привыкли к работе со сложными механизмами, и общественного деятеля, который внимательно следит за событиями во всем мире и который имеет немалый опыт классовой борьбы.
В странах, где проживают хаусанцы, они вместе с другими народами сбросили иго колониализма, строят новую свободную жизнь, идут по пути укрепления политической и экономической независимости своих стран.

 
  • Комментарии отсутствуют