Яндекс.Метрика

Происхождение киргизов

"Отели Кыргызстана"
"Кыргыстан, виза"

Киргизы расселены по горным хребтам и межгорным долинам Восточного Тянь-Шаня, Памиро-Алая и Куэньлуня.
Согласно некоторым данным, этнографическая группа в составе уйгуров, известная под названием доланов, связана по своему происхождению с киргизами. Другая группа уйгуров -лоплык, или лоптук, населяющая бассейн оз. Лобнор, также может быть этнически сопоставлена с киргизами. По мнению С. Е. Малова, язык современных лобнорцев следует считать разговорным языком древних киргизов.

Среди старшего поколения киргизов до сих пор еще живут представления о былом родоплеменном устройстве. Они подразделяют себя на северных, или от уз уул (30 сыновей), и южных, именуемых иногда ичкилик. Наиболее крупными группами среди северных киргизов являются чонг багыш, черик, кутчу и бугу, среди южных -кыпчак, найман и тейит.
Как в прошлом среди киргизов, выявляются два этнических массива. В первый входят киргизы, живущие в пределах северной части округа Кызыл-Су и в Или-Казахском автономном округе. Они связаны этнически с киргизами, населяющими северную часть Киргизстана. Киргизы же южной части округа Кызыл-Су и соседних уездов этнически близки к памиро-ферганским киргизам, населяющим южную часть Ошской области Киргизстана и некоторые районы Таджикистана (Мургабский район Горно-Бадахшанской автономной области и Джиргатальский район). Эти два массива киргизского населения КНР отличаются друг от друга некоторыми особенностями материальной и духовной культуры, что, по-видимому, связано с несколько различными путями их происхождения.
 

История и основные занятия

Остается пока открытым вопрос о том, какое значение в сложении современной киргизской народности имели древние этнические образования, известные в источниках под именами: хягас (сяцзясы), цзилицзисы и др.
Страна древних киргизов находилась вначале в западной Монголии, в пределах владений гуннов. Позднее местопребыванием киргизов стала территория Минусинской котловины (среднее течение р. Енисея), на которой до этого обитали динлины. Таким образом, этническая история древних киргизов была тесно связана с гуннским и динлинским племенными союзами. В VI—VIII вв. енисейские киргизы находились под властью тюркских каганатов, сохраняя, однако, некоторую самостоятельность. В дальнейшем, начиная с середины VIII в., в течение примерно 100 лет киргизы находились в подчинении у уйгурских ханов. Конец господству последних был положен в 840 г. В последовавший период, вплоть до начала X в., киргизы достигли значительного политического могущества, распространив свою власть на северо-западную Монголию и далеко на юг, вплоть до Восточного Туркестана. Но затем гегемония в Монголии перешла к киданям; территория, которой владели киргизы, резко сократилась. По свидетельству Рашид-ад-Дина, местообитанием киргизов в конце XII—начале XIII в. была территория среднего и верхнего течения Енисея. Потомки этих киргизов еще продолжали проживать в пределах Минусинской котловины в XVII в.
Большинство современных ученых подвергает сомнению возможность массовых переселений енисейских киргизов в пределы Тянь-Шаня и Памиро-Алая. Исторические, антропологические, лингвистические и этнографические данные говорят о том, что основу киргизской народности, формировавшейся в XIII—XVI вв., составило местное, в том числе кар-лукско-уйгурское население, группа тюркоязычных племен, переместившихся из восточного Притяныпанья, южного Алтая, Прииртышья, а также племена монгольского и казахско-ногайского происхождения.

Киргизское население было свидетелем и участником бурных событий, разыгравшихся на территории Синьцзяна как в период владычества монгольских ханов, в XIV—XVI вв., так и в последующие периоды господства местной уйгурской знати -ходжей, а затем маньчжуро-китай-ских феодалов. Эксплуатируемые собственными баями и беками, трудовые массы киргизов подвергались разорению в результате междоусобных феодальных войн и жестокого подавления народных восстаний, испытывали на себе произвол маньчжурских чиновников и военных властей. Особенно жестокому угнетению, грабежу и обману со стороны местных феодалов, милитаристов и спекулянтов подверглись киргизы в условиях гоминьдановского режима. Но и тогда сплачивались демократические силы, поднимавшиеся на борьбу с реакционным режимом. Эта борьба, в которой участвовали и киргизские трудящиеся, приняла в 1944 г. форму народного восстания, охватившего северные округа Синьцзяна.

Главным занятием большинства киргизов и по сей день продолжает оставаться скотоводство. Скотоводство раньше носило исключительно кочевой и полукочевой характер, хотя перекочевки и совершались на сравнительно небольшие расстояния. Главная масса скота принадлежала относительно небольшой группе богатых и зажиточных скотоводов, широко применявших наемный труд и эксплуатировавших зависимые от них бедняцкие хозяйства на основе существовавших патриархально-феодальных отношений. Техника ухода за скотом находилась на низком: уровне: скот содержался на подножном корму (сено заготовляли немногие хозяйства, зимой размещали преимущественно в открытых загонах). Бичом скотоводов были частые эпизоотии. Скотоводство все более приходило в упадок, и большие участки пастбищ пустовали.

Киргизы разводят овец и коз, крупный рогатый скот (в том числе в южных районах -яков), лошадей, верблюдов, ослов. В настоящее-время уже большая часть скота составляет общественную кооперативную собственность. Вводится в практику строительство зимних скотных дворов, обеспечение скота на зиму кормами и т. п. Начинает применяться летний нагул скота. Борьба за сохранение молодняка, ветеринарное обслуживание привели к сокращению падежа и увеличению поголовья скота.

Земледелием как подсобной отраслью хозяйства киргизы занимались и в прошлом, в тех местностях, где климатические условия позволяли производить посевы. Сеяли главным образом ячмень, пшеницу и просо, преимущественно на поливных землях. Еще недавно для обработки почвы применяли деревянное пахотное орудие (буурсун, или букурсун) с железным наконечником, жали серпом, а молотили гоняя по снопам быков или лошадей. Ныне земледелие превратилось в одно из основных занятий киргизов.
 

Жилище, одежда, пища

Основным видом жилища у киргизов в прошлом была юрта (уй, aк уй). В форме юрты, как и в других сторонах материальной культуры киргизов, прослеживаются особенности, свойственные отмеченным выше двум группам киргизов. У северной группы киргизов преобладает юрта с конусообразным куполом, для южной же группы характерна юрта с низким куполом полусферической формы, иногда сильно уплощенным. Нарядный вид юрте придают украшения на ее верхних войлочных покровах и на лицевой стороне навесной двери (в виде аппликаций из войлока или ткани), а также внутри юрты; среди последних часто встречаются ковровые изделия.

На зимних становищах у части скотоводов имелись раньше небольшие глинобитные дома с плоскими крышами, а у осевших на землю бедняков -хижины, сложенные из грубо обтесанных камней. Часть киргизов из-за отсутствия юрт или домов ютилась в пещерах или шалашах. У киргизов сохраняются многие виды традиционной одежды. Для женской одежды характерны широкая рубаха-платье (койнок) туникообразного покроя, шаровары с широким шагом и безрукавная одежда, а также головные уборы в виде тюрбана. Киргизские женщины на юге носят платье с небольшим стоячим воротником, на груди -украшение в виде круглой серебряной броши (пучулук, тоонош). Под тюрбан надевают шапочку, украшенную тончайшей вышивкой цветным шелком, к концам которой с обеих сторон лица подвешиваются длинные связки кораллов.

Женщины на севере носят поверх платья (у молодых женщин -с оборками внизу) камзол, своеобразную распашную юбку (бельдемчи), а головным убором девушек иногда служит шапка с опушкой из меха выдры или мерлушки. Теперь многие женщины носят головные платки, нередко с налобной повязкой. Среди мужчин широко распространены различные виды верхней распашной одежды. Стеганые на вате халаты (чапан) в некоторых местностях шьют более длинными, чем обычно у киргизов, и с разрезами внизу по бокам. Носят однобортные куртки со стоячим воротником и халаты, не доходящие до колен. В высокогорных районах надевают нагольные тулупы с оторочкой из черной мерлушки. Головные уборы у мужчин часто такие же, как у уйгуров, но носят и шапки (тебетей) с широким, массивным околышем из овчины или лисьего меха. Летом повсеместно распространена национальная войлочная шляпа (калпак).
Хозяйственная деятельность киргизского населения наложила свой отпечаток на характер пищи. В ней до сих пор преобладают молочные продукты, из которых наиболее употребительны разбавленное водой квашеное молоко, топленое масло и сливки, несколько сортов сыра. В некоторых районах приготовляется кумыс. Среди мучных изделий на первом месте лепешки из пресного теста. Изготовляют также печенье из кусочков теста, слоеные лепешки. Варят похлебку из ячменного толокна, заправляемую кислым молоком или сухим сыром, суп с лапшой, сладкую рисовую кашу на молоке с маслом и т. п. Из мясных блюд наиболее распространена вареная баранина, которую во многих местах едят в мелко накрошенном виде; к ней добавляют лук или смешивают ее с жиром и лапшой. Делают также род колбасы с начинкой из кусочков мяса и риса. Теперь нередко варят плов, пельмени. Широко употребляется соленый чай.

Семейный быт и духовная культура

Хотя киргизские женщины и в прошлом пользовались в семье значительной свободой, все же в основе семейных отношений лежали патриархальные традиции. Женщина должна была подчиняться воле отца в выборе супруга, воле мужа в вопросах имущественных отношений и т. п. Еще недавно обязательным условием брака являлась уплата выкупа за невесту, главным образом скотом. Для бедных семей этот обычай был очень обременителен. Теперь положение женщины во многом изменилось. После издания в КНР закона о браке последний все более приобретает характер добровольного союза юноши и девушки, заключается между лицами, достигшими совершеннолетия, тогда как в прошлом нередко родители сговаривались о будущем браке своих малолетних, а иногда даже еще ожидаемых детей. Однако сватовство и помолвка, свадебный пир в доме родителей невесты, различные обычаи, связанные с переездом новобрачных в дом мужа и поселением там супругов, соблюдаются многими семьями до наших дней.
Киргизы располагают богатым наследием народного творчества. Среди произведений устного творчества встречаются былины, сказки, песни, пословицы и др., причем у северных групп киргизов особенно популярны эпические поэмы «Манас» и «Семетей». Большой любовью населения пользуется музыка. Почти в каждом доме имеется трехструнный щипковый инструмент (комуз), встречаются исполнители на флейте. Исконная любовь киргизов к музыке и пению находит свое выражение в богатстве народных талантов.

Продолжает развиваться и прикладное изобразительное искусство, в чем главная заслуга принадлежит женщинам. Они изготовляют войлочные и шерстяные ворсовые ковры, узорные циновки, различные виды орнаментированной ткани, с большим мастерством украшают вышивкой свои головные уборы, пазухи рубах, покрывала для колыбели, домашнюю утварь. Для орнаментации применяется и аппликация из войлока и кожи.
До последнего времени у киргизов были распространены празднование встречи
Нового года, проводимое в марте, поочередные групповые угощения, устраиваемые компаниями молодых мужчин, скачки с зарезанным козленком («козлодрание»), игры молодежи, наконец, годовые мусульманские праздники. Мусульманская религиозная идеология оказывает значительное влияние на быт киргизов. Наряду с выполнением предписываемых религией обрядов сохраняется благоговейное отношение к мусульманским религиозным памятникам и к некоторым святыням, которым приписываются сверхъестественные свойства.

 
  • Комментарии отсутствуют