Яндекс.Метрика

Происхождение казахов

Он-лайн бронирование билетов Казахастан

История и этногенез

До последнего времени среди казахов отчетливо сохранялось родоплеменное деление. Основная их часть относила себя к Среднему жузу, а в его составе - к племенам найман и керей. Кроме того, в составе казахов были представлены группы адбан (албан) и суван, обычно относимые к Старшему жузу. Найманы еще в XIII в. обитали к востоку от гор Тарбагатая, вплоть до р. Черного Иртыша. Керейцы в XIV в. кочевали по р. Черному Иртышу и лишь в начале XV в. были вытеснены отсюда джунгарами. Таким образом, казахи - прямые потомки обитавших в Джунгарии в средние века тюркоязычных племен, образовавших вместе с другими племенами казахскую народность.

Основной экономической и социальной ячейкой у казахов была кочевая община, состоявшая из того или иного числа аулов. Эта община сообща пользовалась пастбищами, хотя производство осуществлялось от дельными семьями. Вместе с тем внутри казахского общества имело место далеко зашедшее классовое расслоение. Помещичьи хозяйства владели основными средствами производства. Им принадлежало до двух третей земли и оросительных каналов и большая часть сельскохозяйственного инвентаря. В некоторых районах сохранялись султаны. Помимо массы зависимых рядовых скотоводов, среди которых распределение скота имело неравномерный характер, и бедняков-земледельцев (игинчи), среди казахов образовалась значительная группа людей (их называли джатак), единственным источником существования которых стала продажа своей рабочей силы.

Казахи, как и соседние племена, были в прошлом преимущественно степными кочевниками. Они разводили, кроме лошадей и овец, крупный рогатый скот, в меньшем количестве верблюдов. Их зимние стоянки находились в низовьях рек, а летние пастбища - в ближайших предгорьях, в горных луговых долинах, в верховьях рек. Большинство скотоводов не заготовляло фуража на зиму, и скот в течение круглого года находился на подножном корму. Казахи никаких помещений для скота не строили, за исключением редких загонов для защиты ягнят от зимней стужи. Большой урон их стадам наносили эпизоотии и массовые падежи скота в результате суровых зим с жестокими морозами и буранами. Более половины казахов были вынуждены арендовать пастбища у захвативших их баев или работать в их хозяйствах, чтобы получить право на выпас скота. Количество скота у рядовых скотоводов неуклонно сокращалось. Многие казахи пасли уже не свой скот, а лошадей, овец и коров, принадлежавших баям. Казахское скотоводство в целом находилось в состоянии упадка.

В прошлом казахи не строили постоянных жилищ и жили в юртах. Обстановка бедной юрты состояла из нескольких подстилок из шкур и войлока, самой необходимой утвари. У богатых казаков юрта была убрана коврами и за навесами из плиса, сукна, шелковых и шерстяных тканей, расшитых узорами, пол застлан дорогими паласами и коврами. Юрта и сейчас сохраняется у многих казахов. Но с изменением условий хозяйства, в котором скотоводство приобретает отгонный характер, и с переходом на оседлость более 80% казахов становятся иными как жилище, так и тип поселения. Во всех скотоводческих районах появились новые населенные пункты - деревни с постоянными жилищами и общественными зданиями, среди которых имеются не только помещения хозяйственного назначения, но и школы, клубы, медицинские учреждения.

Бывшие кочевники построили много новых жилищ, домов, имеющих в плане преимущественно квадратную форму, плоско-двухскатную или плоскую кровлю с земляной насыпью. Встречаются и двухкомнатные дома. В районах, богатых лесом, дома бревенчатые, в других - из сырцового кирпича или из глины на деревянном каркасе. В последних внутри имеются в стенах ниши; часть помещения занимает возвышение, на поминающее узбекскую супа или маньчжурский кан. Многие дома имеют застекленные окна, отапливаются железными печами. Казахские дома содержатся опрятно, нередко их стены побелены. В убранстве дома во многом сохраняется прежняя обстановка юрты. Постельные принадлежности сложены стопкой возле стены, здесь же стоит сундук, обитый рас крашенной жестью. На стенах висят полотнища и покрывала, украшенные узорами. Среди утвари - чугунный котел, деревянная и фарфоровая посуда, самовары.

Значительная часть казахского населения, в особенности мужчины, носит национальную одежду в сочетании с европейской. Одежда казаха мужчины состоит из длинной рубахи, шаровар, безрукавки или застегиваемой наглухо однобортной куртки со стоячим воротником. В качестве верхней одежды принят халат с длинными, суживающимися рукавами. Головные уборы - тюбетейка, меховая шапка с четырьмя лопастями, под битыми мехом и защищающими лоб, уши и шею, распространенного у всех казахов типа, войлочная шляпа с неразрезанными полями и широкой тульей. Носят и обыкновенную шапку-ушанку. Зимой надевают шубу на меху с широким воротником, пальто на вате или тулупы из овчин. Сапоги носят с войлочными чулками.

Женская одежда состоит из длинного платья-рубахи с широкими рука вами и с закрытым воротником из бумажной ткани ярких тонов, шаровар, носимых под платьем, и камзола (без рукавов), который бывает коротким или длинным, доходящим почти до колен. Молодые женщины часто носят платья с оборками в несколько рядов и изящные безрукавки, сшитые в талию, иногда бархатные, с закругленными полами и большим вырезом на груди. Женщины надевают головной убор типа капюшона (кимешек), из белой ткани, плотно закрывающий не только голову, но и спину, плечи и грудь и имеющий вырез для лица. Нередко он бывает украшен вышив кой на груди и по краям выреза. Такой убор широко распространен и в Казахстане. Носят и большие белые и цветные платки, вязаные шали. Девушки и молодые женщины носят шапки с меховым околышем либо небольшие шапочки типа тюбетейки на твердом каркасе, вышитые бисером, часто украшенные кистью и пучком перьев. Они надевают серебряные браслеты, кольца, серьги, ожерелья.

Летом казахи питаются преимущественно квашеным молоком, сливками кипяченого молока, топленым маслом, кумысом. Свежее молоко пьют с кирпичным чаем, который потребляют в большом количестве. Теперь его пьют нередко с сахаром. В прошлом большинство казахов пита лось в целом довольно скудно. Основной пищей зимой служило просо, сваренное на молоке или на воде, а также сушеный кислый сыр (курт), разводимый в воде или молоке. Мясом питались сравнительно редко. Осенью скотоводы забивали скот, заготавливая на зиму мясо. Казахи употребляют мясо преимущественно в вареном виде, запивая его потом бульоном. Во многих домах пекут лепешки, делают лапшу и т. д Умеют уже готовить и овощные блюда. Гостей угощают пловом.

Семья и духовная культура

В массе казахские семьи были моногамными, лишь в среде феодальной знати и богатых скотоводов имело некоторое распространение многоженство. Без уплаты выкупа за невесту брак был невозможен. Для мало имущих слоев населения этот обычай был тяжелой повинностью. Некоторые бедняки из-за отсутствия средств для уплаты калыма оставались неженатыми. В брак могли вступать только лица, принадлежавшие к разным родам, а род считался самостоятельным в том случае, если после предка рода прошло не менее семи поколений. Казахская женщина не пользовалась имущественными правами. Ее ценили в семье как рабочую силу, на ее плечи ложился весь труд по ведению домашнего хозяйства. Однако в трудовых семьях женщины, особенно пожилые, пользовались значительным влиянием, участвуя в решении семейных дел.

Широко известна музыкальная одаренность казахов. Казахские песни сочиняются не только профессиональными певцами, исполняющими песни под аккомпанемент двухструнной домбры, но и в процессе живого творчества самим народом. Каждый народный праздник сопровождается соревнованием певцов, импровизирующих как слова, так и музыку песен.

Казахские женщины по-прежнему создают высокохудожественные образцы вышивки, аппликации, различные предметы декоративного искусства.

Большой популярностью у казахов пользуются конские скачки, устраиваемые, в частности, во время мусульманского праздника курбан-байрам.

Казахи, исповедуют ислам (они относятся к суннитам местного толка). Однако и в прошлом они были чужды религиозному фанатизму. Мусульманский пост соблюдали далеко не все. У них сохранялись и пережитки шаманизма.

 
  • Комментарии отсутствуют