Яндекс.Метрика

Узбекская художественная культура

Узбекская художественная культура прошла сложный, многовековой путь, о чем свидетельствуют древнейшие памятники материальной культуры, письменные источники, фольклор и этнография. Ее истоки таятся в глубине тысячелетий. Впервые народы Средней Азии упоминаются в письменных материалах Ближнего Востока в VIII веке до н.э., а археологические раскопки дали основание предполагать, что Средняя Азия является одним из древнейших центров человеческой культуры.
История развития узбекской художественной культуры отразила в своей эволюции многие перипетии бурной истории его народов: творческие взлеты и спады, торжество национальных традиций и мрачные периоды реакции.
От Египта до Индии простиралась огромная империя Ахеменидов (VI - V века до н. э.). Поход Александра Македонского сокрушил могущество ахеменидских царей. Образование вслед за тем эллинских государств на территории Средней Азии, расширение торгового обмена с Западом привели к взаимному влиянию восточной и эллинской культур.
Приемником традиций древнего среднеазиатского искусства стали Кушанское и Эфталийское государства, а затем Тюркский каганат, оставившие в наследство человечеству великолепные памятники архитектуры, непревзойденные образцы прикладного искусства - ткани, драгоценные геммы, изделия из золота и серебра.
Арабское завоевание в VI в. Мавераннахра положило начало новому этапу истории узбекского искусства. С проникновением и утверждением ислама, ставшего религией основной части населения, все большее развитие получает декоративно-орнаментальное искусство. Однако и в рамках орнамента продолжает жить древняя изобразительная традиция.
На протяжении VIII - XIII веков образовывались новые государственные объединения, которые формировали государственность Мавераннахра - государства саманидов, караханидов, ганзевидов и х >резмшахов Ануштегенидов. В этот период произошел синтез греческой научно-философской школы, арабской географии, персидской истории, среднеазиатской медицинской и математической школ. Мерв, Бухара, Самарканд, Ургенч приобрели славу мировых центров науки и культуры.
Последующие столетия узбекской истории - это цепь войн и опустошительных набегов орд Чингиз-хана. Несмотря на тяжкие испытания, народ сумел сохранить самобытность своей древней культуры. Памятники того времени свидетельствуют о развитии прославленной миниатюрной живописи, о высоком уровне декоративно-прикладного искусства, в первую очередь, керамики и металла.
Времена правления Тимуридов (XIV - XV вв.) отмечены расцветом художественной культуры Средней Азии, ее высоким развитием на основе местных традиций и достижений мастеров Среднего Востока. Создание централизованного государства в Средней Азии стабилизировало социально-экономическое положение, оживило духовную и культурную жизнь.
В XVI в. в пределы Мавераннахра вторгаются кочевые племена во главе с Шейбаниханом. В период государства шейбанидов, аштарханидов культура Мавераннахра пришла в упадок. Средняя Азия потеряла свои древние культурные и экономические связи, перестала быть генератором идей, отторгая и изгоняя носителей демократических прогрессивных культурных тенденций.
Несмотря на это, даже в этот период создается ряд архитектурных шедевров, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Развивается искусство каллиграфии, миниатюрной живописи.
В конце XVIII в. на развалинах Аштарханидской империи сформировались три новых государства - Кокандское и Хивинское ханства и Бухарский эмират. При всей экономической и политической слабости эти государства сыграли важную роль в формировании и консолидации узбекского народа. Под их эгидой формировалась этническая, экономическая, историческая, географическая и культурная общность узбекских племен.
Во второй четверти Х1Хв. Средняя Азия для России представляла собой экономически важный район, завладев которым царское правительство расширило свои рынки сбыта и приобрело новые источники сырья, тем самым воспрепятствовав усилившемуся к этому времени проникновению в Среднюю Азию Великобритании.
Непрерывные войны, междоусобицы, глубокий экономический упадок отрицательно сказались на развитии многих видов прикладного искусства, архитектуры, литературы и др. Однако искусство узбекского народа этого времени не захлебнулось от наплыва новшеств, идущих извне. У мастеров Узбекистана сохраняются чувство национального достоинства, стремление сохранить свою, освященную тысячелетиями, самобытность. Лучшие памятники той поры отличает высокое мастерство исполнения, чистота и ясность стиля, что характерно для узбекского искусства всех времен.

 

 
  • Комментарии отсутствуют